суббота

Тема 2: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ



1.     Смысл онтологической проблематики
2.     Поиски субстанциального начала бытия
3.     Постановка проблемы бытия
4.     Онтологические модели бытия как существования


Смысл онтологической проблематики
В современной философии проблема первоначала остается наиболее фундаментальной, как и во всей предшествующей философии.
Поиски первоначала в философии – это не узкопрофессиональное занятие небольшой группы людей, удовлетворяющих собственные интересы и разговаривающих на специфическом языке, а поиски человеком, говоря словами Мартина Хадеггера, своего дома, преодоление своей бездомности, осиротелости. Поиски первоначала – это поиск корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего его мира, обрести мужество жить, несмотря на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной, чем сам мир.
Обращаясь к теме первоначала, отвечая на вопрос, что есть бытие? мы прибегаем к метафизике – учению об основах и началах бытия.
Метафизика (с греч. после физики) – понятие, введенное александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия для трактата Аристотеля, посвященного первым родам сущего.
В итоге за разделом философии, занимающимся сверхчувственными основами и принципами бытия закрепилось название метафизика.
Так продолжалось до первой половины 18 века, когда метафизика стала пониматься как спекулятивный метод познания. В результате от данного термина отказались, заменив его понятием онтология (от греч. онтос – сущее, логос – учение) – учение о бытии.
В философии онтология является не единым полем исследования или единой дисциплиной, а скорее вместилищем разнообразных проблем, объем и значение которых столь широки, что кажется, будто бы они причастны всякой области философии.
Я укажу только несколько вопросов, с которыми имеют дело философы, говоря об онтологии. И вы поймете, почему эта область философии является фундаментальной = «Первой философией».
- Почему что-то существует во Вселенной?
- Есть ли у существования Вселенной какой-то смысл?
- Сотворена Вселенная или нет?
- Вселенная вечна или конечна?
- Что из себя представляют вещи, которые существуют?
- Что такое пространство и что такое время?
- Существует ли прошлое и будущее, и если да, то где?
- Существует ли в мире причинная обусловленность явлений, в частности – моих поступков, или нет?
На этой лекции мы разберем различные концепции, которые появились вследствие решения одного, но главного онтологического вопроса: почему есть нечто, а не ничто?, т.е. почему вообще что-либо есть и на чем держится это есть? Итак, это вопрос о первооснове бытия.
Допустим, у вас есть ответ на этот вопрос, какие он спровоцирует проблемы?
- мировое первоначало
- мировая пространственно-временная структура
- причины изменения, развития
- объяснение рождения и смерти
- познание человека
Бытие – категория, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего).
Это не само по себе существование чего-либо, а именно то, благодаря чему что-либо существует.
Пример: Можно сказать, что мы видим вещи, но не видим света, который позволяет нам их видеть (свет – причина видения).

Поиски субстанциального начала бытия
Милетская школа. Первыми, кто попытался ответить на этот вопрос, были представители милетской школы.
Вопрос о сущности бытия интерпретировался здесь как решение проблемы «из чего все состоит»? Что лежит в основе мира, не существует ли некого особого образования, которое или содержится во всех вещах и явлениях мира, или из которого всех их можно выделить = проблема субстанции.
Субстанция (от лат. substantia – первооснова, сущность) – некоторая основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.
В античности Космос воспринимался как чувственно-конкретное образование, и поэтому первые философы усматривали основу в какой-либо стихии/группе стихий. Так, Фалес видел первопричину в воде, Гераклит – в огне.
Все философы данной традиции выступают как натуралисты или физики. Вода, огонь или другие стихии, которые рассматривались в качестве первоначал, не были стихиями, как таковыми, а лишь особыми образами этих стихий = «подобно воде» (Фалес), «подобно огню» (Гераклит) и пр. Абстракции тогда были невозможны для мыслителей. Мифологическое, чувственно-конкретное мышление.
Появляются концепции, в которых содержатся более абстрактные представления о первооснове мира: апейрон (эфир) – Анаксимандр, ученик Гераклита; семена вещей (множество мельчайших частиц, содержащих те предметы и явления, которые нас окружают), их нельзя познать чувственно, можно только помыслить – Анаксагор.
Атомизм Демокрита и Левкиппа. В основе онтологии атомистов – представления о физическом наличии бытия (атомов) и небытия (пустоты). Специальные крючочки. Мир вещей текуч, мир элементов, из которых состоят вещи, неизменен.
Их вклад: вещество отлично по своим характеристикам от вещи (додумались до того, к чему физики пришли много столетий спустя).

Постановка проблемы бытия
Парменид (6-5 вв. до н.э.) вводит понятие бытие в философский обиход. От проблемы первопричины существования вещей переходит к проблеме сущности как таковой.
Парменид ввел понятие сущности для обозначения и решения одной реальной проблемы. В то время в Греции отмечался мировоззренческий кризис: вера в богов стала угасать. Мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел, устои мира стали рушиться. Мир не казался стабильным и прочным: взойдет ли завтра Солнце? Необходимо было найти прочную и надежную основу миру, что и делает Парменид: на место власти богов выводит власть Разума.
Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло роль гаранта существования этого мира, и что сам философ иногда называл Божеством.
Начал с разбора категорий бытия и небытия. Если признать небытие, то оно необходимо существует. Но бытие также существует. Но бытие и небытие не тождественны, значит бытие существует, а небытие не существует.
- Откуда возникает бытие?
- Куда оно исчезает?
Размышляя над подобными вопросами. Парменид приходит к выводу, что мысленно выразить небытие невозможно. Мышление и бытие совпадают, поэтому «мышление и бытие одно и то же» или одно и то же «мысль о предмете и предмет мысли».
Второй вывод: бытие неподвижно. Любое изменение связано с исчезновением существующего. Но бытие могло бы исчезнуть лишь в небытии и из него же появиться. Следовательно, бытие едино и неподвижно (как сфера).
Для этого гаранта Парменид и вводит понятие «бытие» - того, что имеется за миром чувственных вещей (мысли).
Мысль, как таковая:
- едина и неизменна,
- абсолютна,
- не имеет деления,
- совершенна (вмещает в себя Истину, Добро, Благо, и пр.),
- не возникла и не уничтожима,
- ни в чем не нуждается,
- лишена чувственных качеств (постичь ее можно только мыслью).
Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не человеческую мысль, а Логос – космический Разум.
То, что здесь говорится о бытии, можно приблизительно понять через такие проявления в нас как совесть/любовь. Не может быть совести на 50% (она либо есть, либо нет), она не становится хуже или лучше, не зависит от внешних причин – поступил по совести. Совесть дана нам только в мыслях, большее ее нигде нет, и только находясь в состоянии совести, человек может мыслить ее.
Итак, бытие по Пармениду, это не окружающий нас мир, а особый вид реальности, которая относится к окружающему нас миру как действительность к видимости.
Парменид:
1.     ввел понятие подлинного мира (бытие) и неподлинного.
2.     земной (чувственный) мир лишен истинности.
3.     постичь мир бытия можно только мыслью.

Онтологические модели бытия как существования
В зависимости от того, какую субстанцию философы кладут в основу мира: материю или сознание (идея) различают идеалистическую и материалистическую трактовку проблемы бытия.
Идеализм – поиск умопостигаемой, идеальной основы, определяющей структуру бытия (Бог – Августин, Абсолютный Дух – Гегель).
Материализм – поиск материального начала, из которого далее можно вывести все особенности мира (натурфилософы античности отождествляли с конкретным веществом, далее – абстрактный атом, в период ньютоновско-картезианской физики материя отождествлялась с веществом или массой инертного, покоящегося вещества).
Идеалистическая онтология
Объективный идеализм – реализуется в признании в качестве основ мира объективно существующего духовного начала (Бог, мировой Разум, Абсолютная идея и пр.) (Платон, Августин, Гегель).
Платон
Вслед за Сократом, открывшим, что нашей опорой в поисках истины должна быть реальность, не сводимая ни к человеку, ни к природе, но данная нам как истинное бытие, причастность к которому возможна через добро, Платон делает предметом своих теоретических забот этот род действительности, противопоставляя его как то, что всегда существует, тому, что всегда рождается, и как то, что познается через себя, тому, что познается через другое. Платон выяснил, что эту действительность нельзя отождествить ни с одним из типов элементарности, ее элементами являются не качества и не количества, а смыслы, для которых качества и количества суть материал.
Обосновывает необходимую связь бытия с инобытием (с миром явлений и с человеческим мышлением). Осевая концепция платонизма - учение об идеях, а идея, по Платону, есть бытие в строгом смысле слова.
- выделение особого слоя реальности, который может называться бытием, – реальности "умозримых видов",
- отождествление бытия с истиной, добром и красотой;
- понимание элементарной единицы бытия – идеи – как активной творческой силы и в то же время как цели стремления всего мира становления;
- выявление и описание двух пограничных бытию сфер: сферы Единого Блага, являющегося безначальным началом бытия, и сферы безвидного пространства – "материи";
- рассмотрение проблемы истинного знания как бытия и заблуждения как небытия.
Осмысливал чистое бытие как эйдос. Быть – значит быть эйдосом.
Что такое эйдос? Эйдосы суть «чтойность» - содержания всякого "что" и принципы объяснения как такового.
Бытие открывается понятийному познанию как "по сути сущее" (to ontos on). От способа познания зависит характер открываемого онтологического уровня. Идее как объект истинного познания "сама по себе, сама через себя единовидное вечносущее". Она не испытывает перемен никогда, ни в каком отношении и никоим образом. Бытие противостоит вечно становящемуся миру видимости так же, как в душе противостоят друг другу мышление и ощущение. Бытие и видимость существуют совершенно раздельно. Бытие – это "бестелесные виды", которые существуют в чистом виде вне пространства, как бы в "мыслимом месте" (topos noetos). В той мере, в какой к бытию восходят свойства единичных вещей, идея соединяет в себе их общее, и в этом смысле идеи суть единое во многом.
Но единство бытия для познания не может быть достигнуто обобщением, его нельзя с необходимостью вывести из множества. Требуется скачок, выводящий нас к прямому созерцанию сущности. Соответственно нет простого перехода от истинного бытия к миру становления. Идея лишь отражается в единичных вещах, находящихся с идеей в отношениях подражания. Вещь есть копия истинно сущего первообраза, она участвует в идее с разной степенью приближения, идея же в некотором смысле присутствует в вещи, присоединяется к ней или отдаляется.
Поскольку ничто не возникает без причины, всякое явление нужно возводить к бытию, причем к его собственному, которое как скрытый центр стягивает вокруг себя неопределенное, колеблющееся становление вещи.
Платон для восхождения к "парадигме" чаще выбирает моральное качество – добродетель, красоту и т.п. Здесь он – ученик Сократа, воспринимающий моральное как более очевидное. Поэтому для него возникает вопрос, сам по себе не следующий из понятия идеи: может ли существовать прообраз ничтожной вещи и зла как такового. Идеальность – это не только бестелесность, но и идеал; идеальность бытия столь тесно связывалась в мышлении Платона с совершенством, что предметы, совершенство которых не имело морального смысла, рисковали остаться без идеи.
Итак, быть идеей (или эйдосом) – значит отождествиться с бытием. Ясно, что при этом теряется: исчезают воспринимаемые чувствами качества, сворачивается пространство, останавливается время. Но что приобретается? Вещь становится сама собой, выходит из процесса, в котором она была как бы растянута в линию, равна себе в одной точке и неравна во всех остальных. Собравшись в себе, в единой точке, она действительно существует. "Самость", аутентичность вещи – важнейшее ее приобретение в сфере бытия. Единство, вечность и определенность бытия суть неотчуждаемые свойства платоновского эйдоса.
Причина и цель – это два образа бытия, открытые двум мысленным направлениям: от идеи к вещи и от вещи к идее. Но сама по себе идея есть и то и другое. Бытие как идея – это смысл, то есть определяющая сила причины, движущая сила цели, исполняющая и оправдывающая сила предназначения. Отсюда ясно, что "быть" для Платона – значит совпасть с самим собой, с теми невидимыми смысловыми очертаниями эйдоса, которые всегда уже присутствуют в своих воплощениях, делая неизбежной хотя бы пассивную к ним причастность, и осуществить этим действительность взамен возможности или, в других терминах, действенность вместо пассивности.
Бытие как определенность и как источник определимости вообще - таков был вариант Платона. Но тем самым был поставлен вопрос о границах бытия, существующих в силу собственной природы бытия, то есть не как внешняя чуждая стихия, а как необходимое свойство самоопределенности истинно сущего.
Естественно, что вопрос о границах бытия тождествен вопросу о структуре умопостигаемого мира.
Одной, "нижней", границей бытия является материя, второй, "верхней", - сверхбытийное единство. Тема материи раскрыта по крайней мере в четырех планах: "неопределенная двоица"; природа "иного", порождающая многообразие уровней бытия; "беспредельное", противостоящее "пределу"; "пространство", дающее место рождению.
Материя, по Платону, принадлежит к тому элементу универсума, который принципиально алогичен. До материи мы доходим лишь с помощью какого-то "незаконнорожденного умозаключения", ее существование почти невероятно. Тем не менее, Платон дает насыщенное описание "третьего вида" сущего, используя едва ли не все свои изложенные способы иллюстрации: биоэротическую (мать, кормилица), техническую (масса, "как бы сито"), грамматическую ("то", "это"), пространственно-геометрическую (место, пространство) аналогии. Привлекается и строго философский термин - "необходимость". С точки зрения способа постижения материя имеет две характеристики: она "грезится" и "незаконно мыслится".
Бытие вечно находится в самом себе, но так же вечно - в чем-то другом, что и являет мир рождения. Материя оценивается Платоном в качестве начала, заслуживающего имени "это", то есть носителя качеств. Таким образом, "нижний" предел бытия - материя - является необходимым условием самого бытия и причастного бытию становления.
Платон строго соблюдает стабильность собственного смысла "бытия" как первотворения, парадигмы и предела становления телесного мира. На всех уровнях становления воспроизводится последовательность перехода от рождения к бытию, а от него - к благу. Где единство, там так или иначе присутствует бытие; где бытие, там совпадение вещи со своей сущностью, с эйдосом.
Аналогичным образом через бытие вообще дано благо вообще. Вещь, дозревая до статуса бытия, до совпадения с собой, выясняет не только "что" она есть, но и "для чего" она; высшим знанием является знание добра, при котором истина дана не через иное, а через себя.
У Августина Бог – творец и причина всего существующего.
У Гегеля в основе действительности – Абсолют, который понимается как божественное в его вечной сущности, как истина сама по себе. Идея-в-себе (логика); идея-вне-себя (философия природы); идея-для-себя (философия духа).
Субъективный идеализм - в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью (Беркли, Фихте).
Беркли (17 век)
Материя не существует (он не отрицает действительности чувственных вещей), но неких причин звуков/причин цветов и запахов. = Кроме чувственных качеств не существует ничего чувственного, чувственные вещи есть комбинация чувственных качеств (пирог из Матрицы).
Реальность чувственных вещей состоит в том, что они воспринимаются (тепло и холод – лишь ощущения, существующие в нашей душе).
Субъективные идеалисты говорят о том, что мы можем достоверно говорить только о том, что переживается нашими чувствами и сознанием. И нет гарантии, что есть нечто еще, находящееся за пределами сознания = быть значит быть воспринимаемым. Предмет есть до тех пор, пока мы его воспринимаем (Беркли).
Материалистическая онтология
В данном типе онтологии изменяется содержание понятия «бытие», которое при всех разнообразиях его вариантов фактически сводится к разновидности понимания материи. Таким образом, материалистическая философия исследует фундаментальные материальные предпосылки реального бытия или действительности.
Для нее характерна ориентация на совмещение выводов с научными данными.
Натурфилософы
Механистический материализм, 17-18 века.
В основе физики Ньютона лежит убеждение в простоте устройства мира и его исходных элементов. В основе мира – материя – вещество, которое состоит из физически неделимых мельчайших частиц – атомов, обладающих массой покоя.
Ньютон при этом не отрицал существования Бога. С позиции механики, масса – инертна, она не может двигаться без приложенных к ней усилий. Бог «завел механизм мира».
Атомы связываются в тела, которые образуют более крупные тела и так вплоть до космических систем. Вещество равномерно распределено во вселенной и пронизывается силами всемирного тяготения.
Пространство и время рассматриваются как абсолютные сущности, не зависимые друг от друга и от других свойств материальной действительности.
Открытия в физике на рубеже 19-20 века, теория относительности Эйнштейна.
Диалектический материализм
Материя объективна, существует вне и независимо от нашего сознания. Рассмотрим отдельно на следующем занятии.
 Также метафизика и диалектика.
Метафизика – в основе бытия неизменное, абсолютное начало (Аристотель).
Диалектика – в основе – изменчивая сущность (Гераклит/Гегель).

Фома Аквинский (13 век)
Доказывает существование Бога.
Много определений, в основном негативных: вечен ибо недвижим, нетленен, ибо в нем нет никакой пассивности, простой ибо несложный (не слагается из частей) и прочее.
Главное: в Боге совпадают сущность и существование, Бог – это своя собственная сущность. Заключает в Себе совершенство всякого рода. Бог есть благо всякого блага. В Боге заключена воля; Его воля – Его сущность, а ее главный объект – божественная сущность. Желая самого Себя, Бог хочет также и других вещей, ибо Бог – это конец всех вещей. В Боге воля свободна, Его волевому акту может быть приписано разумное основание, а не причина. В Боге заключены восторг, радость и любовь; Богу неведомо чувство ненависти; Он обладает созерцательной и активной добродетелями; Он счастлив и есть свое собственное счастье. Вещи причастны Богу: иерархия существующего, ступени бытия: ангелы, люди (сущность – разум), животные (сущность – знание), растения (сущность растения – жизнь), неорганическая природа.

Новое время отказалось от метафизики. А вместе с ней и от идеи абсолютного бытия. Истоки – в средневековом номинализме – философском учении, отрицающем онтологическое значение универсалий.
Номинализм оказал огромное влияние на мыслителей 17-18 веков: непосредственно нам дано только содержание нашего сознания, мышления (Беркли, Декарт).
Мир не есть некая сумма многообразных, пребывающих в нем форм существования; он представляет собой самовосприятие сознания, содержание которого открывается с помощью рефлексии. Возникновение нового типа метафизики: бытие=сознание, бытие стало субъективным.
Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом.
Основные компоненты мировоззрения Нового времени:
1. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование чего-то, являющего основанием жизни и деятельности людей.
2. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь стали восприниматься как единственное несомненное подлинное бытие.
3. Ослабление идеи существования величественного объективного бытия Абсолюта, Бога, сопровождается переоценкой времени: никто уже не думает о вечности.
4. Уверовав в силу своего разума, люди уверовали в свои возможности изменять мир.
5. онтологический нигилизм, задав своеобразный вектор движению европейской истории, привел к господству материализма, и прежде всего – в жизни.
+ разрыв с античным мышлением (совпадение бытия и мышления)= ХХ век – крестовый поход против разума (постмодернистская философия).
= сознание бессмысленности и безопорности существования (экзистенциализм).

Количественные интерпретации субстанции:
- монизм – в основе мира лежит одна, единая субстанция (идеалистический/материалистический).
Бенедикт Спиноза (17 век)
Существует одна субстанция – «Бог или природа», - и ничто, что ограничено, не является самосуществующим. Два основных атрибута Бога - мышление и протяженность. Есть еще безграничное число других атрибутов, но нам они неизвестны. Индивидуальные души и отдельные материальные вещи, согласно Спинозе, имеют характер прилагательных; они не являются вещами, а просто аспектами божественного Существа. Личного бессмертия нет, но есть безличное бессмертие, как достижение все большего и большего единства с Богом. Конечные вещи определяются своими физическими или логическими границами – тем, чем они не являются. Может быть только одно положительное Существо и оно должно быть абсолютно безгранично.
Все в мире управляется абсолютной необходимостью. Нет такой вещи как свобода воли в духовном мире, или случайность в мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой природы Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, чем они есть.
- дуализм – в основе мира – две субстанции (дух+материя – Р.Декарт),
Декарт (17 век)
Два парралельных, но независмых друг от друга мира: мира ума и мира материи, - каждый из которых можно изучать безотносительно к другому.
Взаимодействие? Подобно двум часам. Бог – часовщик, заведший механизм.
Детерминизм: все движения материи определялись физическими законами, в силу параллелизма психические явления также должны быть равно детерминированными.
- плюрализм – множество начал, лежащих в основе бытия (Демокрит, Лейбниц).

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...