Семинары

Методические рекомендации к семинарским занятиям

В данном разделе сформулированы примерные вопросы, разбираемые на семинарских занятиях по основным темам курса. В качестве основной литературы при подготовке к семинарским занятиям рекомендуются учебники, указанные в разделе «Основная литература» в списке рекомендуемой литературы ко всему курсу, а также те учебники и хрестоматии, которые указаны в качестве «Дополнительной литературы».
Во многих семинарских занятиях предусмотрено чтение одного или нескольких первоисточников. К прочитанному материалу предлагаются вопросы для контроля усвоения и понимания основных мыслей первоисточника. На основе этих вопросов будут проводится проверочные работы.


Занятие 1. Философия в ряду других форм духовного освоения мира человеком

1. Что такое философия? Проблема определения. Различные подходы к сущности философии.
2. Соотношение философии, науки, религии, мифологии.
3. Мировоззрение. Философия и мировоззрение.

Первоисточники к семинару
1. Рассел Б. История западной философии. – М.: Академический проект, 2000. – Введение. – С. 9-10.
2. Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 57-65.

Вопросы по первоисточникам:
1. Почему Рассел называет философию ничейной землей?
2. Что общего у философии с наукой и в чем их отличие?
3. Что общего у философии с религией и в чем их отличие?
4. В чем видит Рассел значение философии?
5. Какие ступени в развитии человеческого духа выделяет Конт?
6. В чем состоит отличие положительной философии от метафизической? На каком примере Конт демонстрирует это отличие?
7. Какую роль должна играть положительная философия в условиях разделения умственного труда?
8. Какую пользу может принести прогрессу человечества положительная философия согласно Конту?

Литература:

Основная литература:

• Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – 576 с. – Раздел I. Что такое философия и зачем она?
• Глядков В.А. Философский практикум. – М.: Наука, 1994. – 239с.
• Мир философии: Кн. для чтения: В 2 ч. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991.


Дополнительная литература:

• Делез Ж, Гваттари Ф. Что такое философия? – М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. – 288с.
• Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. – М.; СПб.: Per se: Университетская книга, 2000. – 303с.
• Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – Москва: Прогресс, 1992. – 415с.
• Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – 403с.
• Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

Занятие 2. Античная философия
1. Раннегреческая философия: Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Демокрит. Проблема первоначала, бытие и небытие, изменение и движение.
2. Софисты о человеке, познании, нравственности. Протагор: «Человек есть мера всех вещей».
3. Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю»; майевтика, философский метод Сократа.
4. Платон о мире идей (эйдосов) и мире вещей. Теория познания как «припоминания». Теория идеального государства.
5. Аристотель о четырёх причинах каждой вещи, форме и материи, источнике и видах движения.

Первоисточники к семинару
1. Платон. Государство // Платон. Собрание соч.: в 4 т. Т.3. – С. 292-298.

Вопросы по первоисточнику:
1. Используя текст, нарисуйте линию, поделенную на отрезки, и обозначьте, чему соответствуют полученные четыре уровня справа и четыре слева. Что хотел проиллюстрировать Платон с помощью образа отрезка, поделенного на части?
2. Объясните смысл рассказа об узниках в пещере.


Литература:

Основная литература:

• Антология мировой философии: В 4 т. – Т. I (в 2 частях). Философия древности и средневековья. – М.: Мысль, 1969.
• Асмус В.Ф. Античная философия. – Москва: Высш. шк., 2005. – 400c.
• Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. – М.: Акад. Проект, 2004. – 415с.
• История философии. Запад – Россия – Восток: В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – Кн. 1. Философия древности и средневековья. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995. – 480с.
• Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – Кн. 1. Античность. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 320с.
• Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. / Отв. ред. Л.А.Микешина. – Ч.1. От Лао-Цзы до Фейербаха. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 445с.
• Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. – М.: Академический проект, 2005. – 608с.
• Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высш. шк., 1991. – 510с.

Дополнительная литература:

• Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.; СПб.: Университет. кн.: Per Se, 2000. – 319с.
• Гомперц Т. Греческие мыслители: В 2 т. – СПб.: Алетейя, 1999.
• Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1998. – 571с.
• Платон. Избранные диалоги. – Москва: АСТ, 2006. – 506с.
• Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. – М.: Терра-Книжный клуб: Республика, 1998. – 543с.
• Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности: Начало древнегреч. философии. – М.: Фирма "Интерпракс", 1996. – 192с.


Занятие 3. Западноевропейская философия средних веков и эпохи Возрождения

1. Патристика. Августин как её крупнейший представитель.
2. Схоластика. Фома Аквинский как её крупнейший представитель.
3. Творчество гуманистов эпохи Возрождения.
4. Этико-политическая концепция Н. Макиавелли.

Литература:

Основная литература:

• Антология мировой философии: В 4 т. – Т. I (в 2 частях). Философия древности и средневековья; Т. II. – Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. – М.: Мысль, 1969–1970.
• Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. – М.: Акад. Проект, 2004. – 415с.
• История философии. Запад – Россия – Восток: В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – Кн. 1. Философия древности и средневековья; Кн. 2. Философия XV – XIX вв. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995.
• Клопстон Ф. История философии. Средние века. – М: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 494с.
• Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – Кн. 2. От Библейского послания до Макиавелли. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 354с.
• Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.: Высшая школа, 2003. – 427с.
• Соколов В.С. Средневековая философия. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 350с.
• Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. / Отв. ред. Л.А.Микешина. – Ч.1. От Лао-Цзы до Фейербаха. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 445с.
• Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высш. шк., 1991. – 510с.

Дополнительная литература:

• Августин Аврелий. Исповедь. – М.: Республика, 1992. – 335с.
• Валла Л. Об истинном и ложном благе; О свободе воли. – М.: Наука, 1989. – 474с.
• Макиавелли Н. Государь. – СПб.: Азбука, 2000. – 272с.
• Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978. – 415с.
• Тертуллиан К.С. Избранные сочинения. – М.: Прогресс, 1994. – 444с.
• Фома Аквинский. Сочинения. – Москва: Едиториал УРСС, 2004. – 229с.
• Виндельбанд В. История новой философии и ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб: КАНОН-пресс-Ц, 2000. – 639с.
• Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1980. – 368с.
• Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М.: Наука, 1990. – 155с.


Занятие 4. Философия Нового времени

1. Ф. Бэкон: теория «идолов» («призраков»), проблема метода познания.
2. Р. Декарт: «методологическое сомнение», учение о субстанции. Рационализм, его основные черты. Р. Декарт и Б. Спиноза о субстанции.
3. И. Кант: «вещь в себе», априорные формы знания, антиномии разума, категорический императив.
4. Г.В.Ф. Гегель: панлогизм, диалектический метод Гегеля.
5. К. Маркс: материалистическое понимание общества.

Первоисточники к семинару
1. Декарт Р. Размышления о первой философии // Р. Декарт. Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1994. – Второе и шестое размышления.

Вопросы по первоисточникам:
1. Почему Декарт подвергает сомнению все свои прежние знания?
2. К каким выводам относительно того, что существует, приходит Декарт, пройдя путь сомнения?
3. В чем состоит различие между душой и телом, по мнению Декарта?
4. Как связаны между собой душа и тело, по мнению Декарта?

Литература:

Основная литература:

• Антология мировой философии: В 4 т. – Т. II. – Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения; Т. III. – Буржуазная философия конца XVIII в. – первых двух третей XIX в. – М.: Мысль, 1970–1971.
• История философии. Запад – Россия – Восток: В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – Кн. 2. Филсофия XV – XIX вв. – М.: Греко-латинский кабинет, 1998. – 553с.
• Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. / Отв. ред. Л.А.Микешина. – Ч.1. От Лао-Цзы до Фейербаха. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 445с.
• Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.: Высшая школа, 2003. – 427с.
• Западная философия XIX века / Под ред. А.Ф. Зотова. – М.: Высш. шк., 2005. – 516с.
• Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. – Москва: Альма Матер: Акад. Проект, 2006. – 540 с.
• Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: Высш. шк., 2003. – 437с.
• Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – Кн. 3. От Леонардо до Канта; Кн. 4. От романтизма до наших дней. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

Дополнительная литература:

• Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Соч.: В 2-х т. – Т.1. – М.: Мысль, 1989.
• Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999. – 655с.
• Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология (глава 1) // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3 т. – Т. 1. – М.: Политиздат, 1985.
• Асмус В.Ф. Кант. – М.: Высш. шк., 2005. – 438 с.
• Виндельбанд В. История новой философии и ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – Т.1. От Возрождения до Просвещения; Т.2. От Канта до Ницше. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб: КАНОН-пресс-Ц, 2000.
• Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.; СПб.: Per Se: Университетская книга, 2000. – 455с.
• Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.; СПб.: Per Se: Университетская книга, 2000. – 455с.
• Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986. – 334с.
• Суслова Л.А. Философия И. Канта. – М.: Высш. шк., 1988. – 222с.
• Хёсле В. Гении философии Нового времени. – М.: Наука, 1992. – 225с.
• Хрестоматия по западной философии XVII-XVIII веков / Под общ. ред. Л.И. Яковлевой. – М.: Гранд: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 783 с.


Занятие 5. Философия конца XIX – XX вв.

1. Сущность человека в философии Ф. Ницше.
2. Критика метафизики и осмысление науки в философии неопозитивизма.
3. Философия экзистенциализма: анализ основных категорий и проблем.
4. Философия психоанализа о сознании и бессознательном.

Первоисточник к семинару
1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота: избр. произведения. М., 1994. – С.435-458.

Вопросы к первоисточнику:
1. Объясните выражения Сартра «исходить из субъективности» и «существование предшествует сущности».
2. Объясните выражение Сартра «выбирая себя, мы выбираем всех людей».
3. Почему Сартр утверждает, что человек - это тревога? Является ли тревога препятствием к действию?
4. В чем состоит тревога Авраама?
5. Что хотят сказать экзистенциалисты, говоря о покинутости?
6. Что объясняет Сартр на примере истории со своим учеником?
7. Что понимает Сартр под отчаянием?
8. Почему, по мнению Сартра, экзистенциализм внушает ужас некоторым людям?
9. Почему всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью по мнению Сартра?
10. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов «вы можете делать что угодно»?
11. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов в том, что они не могут судить, поскольку человек сам выбирает?
12. Как решает Сартр вопрос о ценностях и смысле жизни?
13. В чем состоит отличие между классическим и экзистенциалистским гуманизмом?


Литература:

Основная литература:

• Западная философия XIX века / Под ред. А.Ф. Зотова. – М.: Высш. шк., 2005. – 516с.
• Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высш. шк., 2005. – 780с.
• История философии. Запад – Россия – Восток: В 4 кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – Кн. 3. Философия XIX – XX в.; Кн. 4. Философия XX в. – М.: Греко-латинский кабинет, 1999.
• Современная западная философия: Словарь. – М.: ТОН, 1998. – 544с.
• Сумерки богов. Сб.: переводы. / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; Сост., общ. ред. и предисл. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1990. – 396с.
• Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. / Отв. ред. Л.А.Микешина. – Ч. 2. От Шопенгауэра до Дерриды. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 526с.

Дополнительная литература:

• Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб.: Наука: Ювента, 1998. – 315с.
• Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – 447с.
• Витгенштейн Л.И. Избранные работы. – М.: Территория будущего, 2005. – 436с.
• Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. – 415с.
• Фрейд З. Я и Оно. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2005. – 864 с.
• Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990. – 271с.
• Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. – М.: Мысль, 1990. – Т.2.
• Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – Кн. 4. От романтизма до наших дней. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 849с.
• Аналитическая философия: избранные тексты / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Грязнова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 182с.
• Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990. – 330с.
• Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс: Универс: Рея, 1994. – 615с.
• Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. – 389с.
• Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. – М.: Логос, 2000. – 412с.


Занятие 6. Онтология

1. Категории «бытие» в её историческом развитии. Основные концепции бытия.
2. Материальное и идеальное. Материализм и идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм. Их варианты в истории философии.
3. Пространство и время. Классические и неклассические представления о пространстве и времени.


Первоисточники к семинару 6
1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – М.: Политиздат, 1988. – С.16-18, 135-136, 138.




Вопросы по первоисточникам:
1. В чем состоит метафизический способ понимания в отличие от диалектического по мнению Энгельса? Когда применение метафизического способа правомерно? В чем односторонность метафизического способа мышления?
2. В чем состоит значение диалектики для естествознания и какие исторические формы диалектики могут быть плодотворными для естествознания по мнению Энгельса?
3. Что в гегелевской диалектике является неприемлемым по мнению Энгельса?
4. Какие примеры действия диалектических законов приводит Энгельс?



Занятие 7. Диалектика
  1. Диалектика. Основные законы диалектики.
  2. Система, структура, элемент.
  3. Детерминизм и связанные с ним философские проблемы.
Первоисточник к семинару-7

1. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С.46-52.
2. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. – №1.

Вопросы к первоисточнику:
1. В чем состоит различие между детерминистическим и недетерминистическим объектом?
2. В чем видит Пригожин ограниченность классической науки?
3. Какие научные открытия потеснили детерминизм, по мнению Пригожина?
4. Как изменилось восприятие универсума вследствие этих открытий? Как должно измениться в связи с этим наше отношение к миру?
5. Как происходит развитие мышления по мнению Поппера?6. Как происходит развитие мышления согласно диалектике?
7. В чем видит Поппер достоинства диалектики?
8. Почему, по мнению Поппера, диалектика не может быть использована в качестве метода познания?
9. Как диалектики относятся к противоречиям в мышлении? Как нужно относиться к противоречиям в мышлении по мнению Поппера?
10. Почему диалектика не является логикой по мнению Поппера?
11. Почему диалектика не является общей теорией мира, по мнению Поппера?
5. В чем Курдюмов согласен с Пригожиным и в чем не согласен?


Литература:

Основная литература:

• Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – Москва: Проспект: Изд-во Моск. ун-та, 2007. – 588с.
• Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – 576 с. – Раздел III. Философия бытия.
• Глядков В.А. Философский практикум. – М.: Наука, 1994. – 239с.
• Мир философии: Кн. для чтения: В 2 ч. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991.
• Плотников В.И. Онтология: Хрестоматия. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 832с.

Дополнительная литература:

• Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 246с.
• Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философии и науке. – М.: Прогресс–Традиция, 2006. – 459с.
• Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 310 с.
• Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. – Москва: Едиториал УРСС, 2003. – 322с.

Занятие 8. Сознание и познание.

1. Природа сознания и его свойства.
2. Чувственное и рациональное познание.
3. Истина. Различные подходы. Проблема познаваемости мира.
4. Научное познание, его уровни, формы и методы.
5. Верификация и фальсификация как критерии истины в научном познании.

Первый первоисточник к семинару
1. Нагель Т. Каково быть летучей мышью? // Д. Хофштадтер, Д. Деннетт. Глаз разума. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. – С.349-360.

Вопросы к первоисточнику:
1. Почему имеющиеся на сегодня редукции психики Нагель считает неудовлетворительными?
2. Что такое сознание, согласно Нагелю?
3. Почему для редукции важен предварительный анализ того, что предстоит редуцировать?
4. В чем особенность феномена сознания, затрудняющая его редукцию?
5. Что хочет показать Нагель на примере с летучей мышью?
6. В чем отличие редукции психики от редукции других явлений?
7. Какие выводы делает Нагель и согласны ли вы с ними?

Второй первоисточник к семинару


1. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. – М., 1998. – С.84-90, 99-105.

Вопросы к первоисточнику:
1. Каким образом Юм доказывает, что идею причинной (необходимой) связи нельзя получить из чувственного опыта?
2. Какое чувство, по мнению Юма, является источником идеи необходимой связи?
3. Почему Юм считает, что он показал слабость и узкие границы разума и способностей человека?

Литература:

Основная литература:

• Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – 576 с. – Раздел II. Философия познания.
• Иванов А.В., Миронов В.В. Онтология и теория познания. – Москва: Гардарики, 2005. – 447 с.
• Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551с.
• Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М.: Логос, 2004. – 327 с.
• Лешкевич Т.Г. Философия науки. – Москва: Инфра-М, 2006. – 270с.
• Основы философии науки / Отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 603с.

Дополнительная литература

• Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. – Екатеринбург; Москва: Деловая кн.: Акад. проект, 2003. – 284с.
• Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 519с.
• Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М.: Политиздат, 1990. – 461с.
• Иванов А.В. Сознание и мышление. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 130с.
• Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – Киев: Час-Крок, 2006. – 311 с.
• Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – 463с.
• Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975. – 288с.
• Лекторский В.А. Объект, субъект, познание. – М.: Наука, 1980. – 359с.
• Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 255с.
• Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии – М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1997. – 303с.
• Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности. – М.: РОССПЭН, 1997. – 240с.
• Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 623с.
• Нарский И.С. Современные проблемы теории познания. – М.: Знание, 1989. – 62с.
• Поппер К. Логика научного исследования. – М.: Республика, 2005. – 447с.
• Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Статьи. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб: Республика, 2000. – 464с.
• Розин В.М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей. – М.: NOTA BENE, 2001. – 365с.
• Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур / Отв. ред. М.Т. Степанянц – М.: Восточная литература, 2008. – 341c.
• Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс–Традиция, 2000. – 743с.
• Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 1996. – 400с.
• Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М.: Политиздат, 1986. – 399с.
• Хайдеггер М.. Что зовется мышлением? – М.: Территория будущего, 2006. – 314с.
• Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность: В 3 кн. – М.: Вост. лит., 2005.



Занятие 9. Человек и общество

1. Человек как объект философского осмысления. Биологическое и социальное в человеке.
2. Сущность социального с различных философских позиций. Понятие «общественные отношения».
3. Культура. Категория «ценность», виды ценностей.
4. Модели исторического процесса в истории философской мысли.
5. Массовая культура, массовый человек.
6. Глобальные проблемы современности.


Первоисточники к семинару
1. Майкл Рьюз (Канада), Эдуард О., Уилсон (США) // Вопросы философии. – 1987 – № 1. – С. 97-100.
2. Гальперин П.Я. Инстинкт и мораль // Экология и жизнь. – 2002. – № 5.

Вопросы по первоисточникам:
1. Что такое альтруизм?
2. Каким образом альтруизм может быть результатом естественного отбора?
3. Что такое эпигенетические правила?
4. Как они связаны с воздействием культуры?
5. Какова природа морали согласно мнению авторов?
6. Почему, по мнению Гальперина, неверно говорить об альтруизме животных?
7. Почему, по мнению Гальперина, у человека отсутствуют инстинкты?
8. В чем биологическая особенность вида «человек» по мнению Гальперина?

Литература:

Основная литература:

• Барулин В.С. Социальная философия. – Москва: Гранд: ФАИР-пресс, 2002. – 558с.
• Губин В.Д. Философская антропология. – М.; СПб.: Per Se: Университетская книга, 2000. – 236с.
• Губман Б.Л. Введение в философию культуры. – Тверь, 1995. – 196с.
• Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: NOTA BENE, 2001. – 351с.
• Гуревич П.С. Философская антропология. – М.: NOTA BENE, 2001. – 455с.
• Ивин А.А. Социальная философия. – М.: Гардарики, 2003. – 334 с.
• Кемеров В.Е. Социальная философия. – М.; Екатеринбург: Акад. Проект: Деловая кн., 2004. – 380с.
• Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии. – М.: Академический Проект, 2001. – 570с.
• Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 411с.
• Мир философии: Кн. для чтения: В 2 ч. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. 2: Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991.
• Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988. – 544с.
• Социальная философия / Под ред. И.А. Гобозова. – Москва: Савин С.А., 2003. – 522с.
• Философия истории / Под ред. А.С.Панарина. – М.: Гардарики, 2001. – 431с.
• Философия истории: Антология / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелева. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351с.
• Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти бессмертии: В 2 кн. / Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991–1995.

Дополнительная литература:

• Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1994. – 335с.
• Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988. – 416с.
• Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М.: Academia, 2001. – 592с.
• Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – 175с.
• Горелов А.А. Социальная экология. – М.: Московский лицей, 2002. – 406с.
• Идеал, утопия и критическая рефлексия / Отв. ред. В.А.Лекторский. – М.: РОССПЭН, 1996. – 302с.
• Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. – СПб.: Азбука, 2000. – 397с.
• Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология (глава 1) // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3 т. – Т. 1. – М.: Политиздат, 1985.
• Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: REFL-book, 1994. – 341с.
• Момджян К.Х. Социум. Общество. История. – М.: Наука, 1994. – 239с.
• Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. – М.: Мысль, 1990. – Т.1.
• Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2002. – 510с.
• Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. – М., 1992.
• Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – 543с.
• Тейяр де Шарден П. Феномен Человека. – Москва: Наука, 1987. – 240с.
• Тойнби А.Дж. Постижение истории. Избранное. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 638с.
• Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2003. – 558с.
• Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и о глоб. угрозах науч.-техн. эпохи. – Москва: Гранд: Фаир-Пресс, 2004. – 309с.
• Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. – М.: Мысль, 1998.
• Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития. – Минск: ТетраСистемс, 1996. – 103с.
• Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – 527с.


Занятия 10-12. Философия науки


Структура науки (занятие 10)

1. Специфика научного познания. Наука и ее структура. Эмпирический и теоретический уровни, их различие.
2. Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона.
3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней знания.
4. Научная теория и ее функции. Теоретическая модель объекта.
5. Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая (подводящая) модель научного объяснения.
6. Философские основания науки.

Первоисточник к семинару - 10


1. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 586-608.

Вопросы к первоисточнику:
1. В чем отличие между универсальным и статистическим законами?
2. Что называет Карнап фактами?
3. В чем состоит различие между эмпирическими и теоретическими законами?
4. Почему нельзя прийти к теоретическим законам путем обобщения эмпирических законов?
5. Как возникает и как подтверждается теория? В чем состоит значение теории?
6. Можно ли, по мнению Карнапа, дать научное объяснение тому или иному явлению без обращения к законам?
7. В каких случаях для объяснения прибегают к использованию статистических законов?
8. В чем видит Карнап недостаток объяснения регенерации, данного Гансом Дришем? Согласны ли Вы с Карнапом?
9. Какие виды предсказаний выделяет Карнап и в чем их различие?
10. В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения? Почему эксперимент используется не во всех областях науки?
11. Каковы общие черты эксперимента?
12. Почему количественные законы превосходят качественные?

Литература:
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2, Гл. 10. §§ 1-3, 4.

Дополнительная литература:
1. Голдстейн М. Как мы познаем / М. Голдстейн, И. Голдстейн. – М., 1984.
2. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. – Омск, 1997.
3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.
4. Философия и методология науки. – М., 1996.

Методология науки (занятие 11)

1. Понятие метода. Поиск универсального метода познания в истории философии. Классификация методов.
2. Общелогические методы познания (анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование).
3. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение).
4. Методы теоретического исследования (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы).
5. Критерии демаркации науки и не-науки. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

Первоисточник к семинару- 11
1. Поппер К. Предположения и опровержения // К. Поппер. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – С.240-248.

Вопросы к первоисточнику:
1. Почему Поппер проводит различие между вопросами «какая теория истинна», «какая теория научна»?
2. Почему подтверждение теорий Фрейда и Адлера Попперу кажется подозрительным?
3. В чем отличие между подтверждением теории относительности Эйнштейна и подтверждениями психоаналитических теорий?
4. Что такое фальсифицируемость как критерий научности теории? Являются ли психоаналитические теории научными с точки зрения этого критерия?
5. Что может ослабить научный статус теории?
6. Как оценивает Поппер марксистскую теорию истории?
7. Каково отношение между мифом и наукой, по мнению Поппера?


Рост научного знания (занятие 12)

1. Концепция развития науки К. Поппера.
2. Концепция научных революций Т. Куна.
3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
4. Этика науки

Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 10. §5.

Дополнительная литература:
1. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. – Омск, 1997.
2. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.
3. Философия и методология науки. – М., 1996.


Занятие 13. Этика

1. Мораль как представление о должном. Этика долга И.Канта.
2. Утилитарная концепция морали, ее исторические формы.
3. Этический релятивизм и этический скептицизм.

Первоисточники к семинару

1. Милль Дж. Ст. Утилитарианизм. О свободе. – СПб, 1900. – С. 99; 118; 122-126.
2. Ницше Ф. Предрассудки альтруистической и сострадательной морали // Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. – Свердловск: Воля, 1991. – С. 56-68.

Вопросы по первоисточникам:
1. Что требует от человека мораль по мнению Милля?
2. Как определить, какое удовольствие лучше по качеству по мнению Милля?
3. В чем суть утилитаристского принципа всеобщего счастья?
4. Каковы критерии нравственного поведения и нравственной оценки по Миллю?
5. Почему Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания?
6. В чем заключается сущность истинной морали по Ницше?
7. Почему Ницше называют моральным нигилистом?
8. Какую переоценку ценностей предлагает совершить Ницше?

Литература:
1) Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. С.358-359, 361-364.
1) Общественное сознание и его формы. М., 1984. С.145-156, 160-163, 165-170, 183.
2) Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. С.324-329, 332-357, 362-380.
3) Вольф Роберт П. О философии. Гл.2, 4.
4) Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч. Т.3. С.235-237.
5) Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Там же. Т.20. С.94-96, 98.
6) Ленин В.И. Задачи союзов молодежи.//Полн.собр.соч. Т.41. С.309-313.
7) Евстратов В.Д. Основы философии. Гл.5, § 2.3.
8) Философия/Под ред. А.Ф.Зотова и др. С.548-555.


Занятие 14. Эстетика

1. Природа эстетического сознания и основные эстетические категории.
2. Искусство, его отношение к действительности. Виды и направления искусства.
3. К вопросу об исторической ценности произведений искусства.

Литература:
1) Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. С.322-323, 324, 335-343, 353-354.
2) Вольф Роберт П. О философии. Гл.У. С.179-201.
3) Маркс К. Экономические рукописи 1857-59 годов//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46, Ч.1. С.47-48.
4) Евстратов В.Д. Основы философии. Гл.5, §2.4.
5) Философия/Под.ред А.Ф.Зотова и др. С.574-593.


Первоисточники к семинару

1. Аристотель «Поэтика» // Аристотель: Соч. В 4 т. Т.4. – М., 1984. – С.655-756; С.658-659.
2. Платон «Государство» // Платон: Соч. В 3 т. Т.3. – С. 421.

Вопросы по первоисточникам:
1. Какое отношение к искусству должен формировать идеальный правитель в государстве, по мнению Платона?
2. Почему искусство в философии Платона не может приблизить нас к пониманию форм, а уводит от них?
3. Какой жанр литературы, по Платону, выводит душу из состояния равновесия и почему?
4. Как жанр трагедии может привести к катарсису по мнению Аристотеля?
5. Можно ли назвать этот механизм сублимацией?
6. Может ли современная продукция кино и ТВ оказать катарсическое влияние на зрителя?


При составлении программы семинарских занятий по философии были использованы следующие материалы :
  • Программа  семинарских занятий по философии для нефилософских специальностей кафедры философии КФУ
  • Программа  семинарских занятий по философии кафедры философии КГМУ
  • План семинарских занятий по курсу  "Философия" КГТУ им Туполева. Составитель проф. В.Д. Евстратов


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...