- Эссе по философскому произведению представляет собой рецензию на прочитанную книгу.
Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Под научной рецензией понимается развернутая аннотация на прочитанное произведение, в которой содержится его оценка. Общий объем рецензии - 5-7 страниц формата А-4.
Примерный план рецензии:
- Библиографическое описание произведения (автор, название, год написания) и краткий пересказ его содержания.
- Непосредственный отклик на произведение (отзыв-впечатление).
- Критический разбор или комплексный анализ текста: – смысл названия – анализ его формы и содержания – особенности композиции – мастерство автора в изображении героев – индивидуальный стиль писателя
- Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: – основная мысль рецензии – актуальность тематики произведения.
В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
Принципы рецензирования.
Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в философии.
Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме “нравится – не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон. Авторское “я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Критика не изучает литературу, а судит её – с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным авторам.
Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:
- Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
- Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора. Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции.
- Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?
- Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает “как сделан” текст.
- Рецензию стоит писать так, как будто читающий ее с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.
Список философских произведений для рецензии:
- Эрих Фромм "Бегство от свободы"
- Эрик Фромм "Иметь или быть"
- Эрих Фромм "Человек для себя"
- Эрих Фромм "Искусство любить"
- Герберт Маркузе "Одномерный человек"
- Пьер Тейяр-де-Шарден "Феномен человека"
- Хосе Ортега-и-Гассет "Восстание масс"
- Элвин Тоффлер "Шок будущего"
- Виктор Франкл "Человек в поисках смысла"
- Артур Шопенгауэр "Афоризмы житейской мудрости"
- Карл Ясперс "Духовная ситуация времени"
- Мартин Бубер "Я и Ты"
- Карнап "Философские основания физики"