воскресенье

Культурология как наука: ее становление. Понятие культуры

Вопрос 1. Какова специфика социального и гуманитарного знания?
Культурология - органичная часть социогуманитарного знания, и для нее характерны общие методологические принципы и познавательные процедуры. Во-вторых, культурология формировалась как интегративная, возникшая на стыке нескольких наук, область знания, а, значит, мы должны обнаружить ее истоки для более полного понимания проблем.
Типы знания: Можно выделить естественнонаучную, техническую, социальную, гуманитарную области знания. Классификация эта условна, потому что культурная реальность богаче любой схемы.
Специфика социального и гуманитарного знания
Социальное знание
Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей
Объект: общество
Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп
Науки: социология, политология, право, политическая экономия, экономика
Ведущая познавательная ориентация: - строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); - приобретает характер прикладных исследований; - включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Гуманитарное знание
Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере
Объект: человек
Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.
Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д.
Ведущая познавательная ориентация: рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; - рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл; - предполагает диалогичность.

Разумеется, интересующие нас сферы взаимодействуют между собой и взимодополняют одна другую. В свое время выделению социологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психологии от философии и физиологии.
Во второй половине ХХ века начинает проявляться тенденция на комплексное изучение человека и социальных систем, культурных объектов и процессов в ходе совместной жизни и деятельности. Появляется термин «социогуманитарное знание».


Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания


Естественнонаучное знание Социогуманитарное знание

Объект познания: природа

Объект познания: человек

Субъект познания: человек

Субъект познания: человек

«Объективный» характер
Оценочный характер

Методы познания: количественные и экспериментальные

Методы познания: историко-описательный, историко-сравнительный, функциональный и др., предполагают интерпретацию автора
Установка в методологии: анализ

Установка в методологии: синтез




Сравним естественнонаучное и социогуманитарное знание.
В естественных науках допустимо рассматривать природные процессы как существующие независимо от человека. В социогуманитарных науках субъект и объект познания частично совпадают, человек изучает самого себя и оценивает полученные результаты. В социогуманитарном знании использование экспериментальных методов затруднено. Исследователь участвует в социальной жизни, отсюда - больший простор для различного толкования одних и тех же событий.
Конец ХХ века ознаменовался появлением междисциплинарных направлений, новых наук на стыке знания разного типа. Сделаем вывод: в прогнозах о перспективах образования следует опираться на принцип дополнительности естественнонаучной методологической традиции и социогуманитарных способов познания, так они позволяют охватить больший объем познавательной деятельности. Лишь в этом случае возможна реализация современных целей образования.

Вопрос 2. Каковы особенности культурологии как научной дисциплины?
Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Лесли Уайта (1900 – 1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук.
Однако западной научной общественностью этот термин принят не был, и сегодня там не существует такой научной дисциплины. Культура как феномен рассматривается и исследуется западными специалистами в рамках социальной и культурной антропологии, социологии, структурной лингвистики, семиотики и психологии, и др.
Антропология культурная - научное направление, получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф. Боас. В отличие от антропологии социальной, для нее характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. А. к. выдвигает на первый план вопросы динамики культуры, механизмы ее передачи от поколения к поколению. Задача культурантропологии - построить теорию человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкретно-историческом многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.
Антропология социальная - исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в 19-20 в.в. в основном в Англии и Франции. В западной литературе считается, что антропология социальная отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью, а также тем, что не ограничивается описанием фактов. В то же время антропология социальная отличается и от социологии тем, что главной своей задачей считает понимание общества как целостности. Во второй половине ХХ века происходит сращивание социальной и культурной антропологии в рамках общей социокультурной антропологии.
Социология - наука, предметом изучения которой является общество как целостная система, различные социальные институты, социальные группы, социальные процессы.
Структурная лингвистика - совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы, предполагающее выделение структурных элементов и строгое описание языка. 
Семиотика -  (греч. - знак) - наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки; анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражения смысла, а также общения). Выделяют три основных раздела семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношения знаковых систем с теми, кто их использует.
Формирование современного культурологического знания в России имеет особенность: современная отечественная культурология, складывавшаяся с период 60-х-80-х годов, и являвшаяся тогда предметом занятий достаточно узкой группы специалистов, получила импульс к интенсивному развитию как раз, напротив, из системы образования, в результате смены идеологической парадигмы. Культурология как принципиально неидологическая дисциплина как бы "ворвалась" в современное обществознание путем проб и ошибок, расширения поля анализа, вовлечения в него знаний из других областей, и в то же время "отсечения" того, что принадлежит к другим сферам науки.
Понятно, что определения объекта и предмета культурологии концентрируются вокруг понятия культуры. Мы, однако, не можем ограничиться этим указанием, так как понятие культуры в силу его сложности и многозначности употребляется в самых разных значениях в диапазоне от обыденного использования до глобального контекста (в частности, от "культуры поведения" до "мировой культуры.
Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.).
А в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.
Вопрос 3. Каковы предмет и методы культурологии?
Предметная область культурологии может быть определена и в зависимости от целей культурологического познания. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную и прикладную (см. Таблицу № 5).
В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе.
В становлении культурологических методов выделяют несколько этапов:
- использование эмпирических методов,
- формирование собственно-культурологической методологии,
В гуманитарно ориентированных исследованиях культура рассматривается как комплекс уникальных феноменов. В социально ориентированных исследуются в большей мере процессы кризиса той или иной культуры, ее распада и гибели, формирование новой культуры, различные процессы трансформации культурных институтов. Однако выделить "чисто" гуманитарные или социальные методы трудно. Как правило, культуролог вынужден их сочетать. При этом в культурологии исследуются такие проблемы, которые не поставлены и не решены в рамках других наук. В последние годы все чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности.
Таким образом, культурология стремится не просто к описанию "совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством", а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства, а история культурологии - это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры. Появление каждой новой концепции не исключает существования предшествующих, поэтому культурологическое знание - это поле взаимодействия, взаимовлияния, диалога.

Вопрос 4. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни.
 Чем более мощной по степени своего воздействия на природу становится техносфера, чем больше обостряются глобальные проблемы современности, тем более строгие требования предъявляются к профессиональным качествам человека. Чтобы производственная деятельность существенно не нарушала экологический баланс, от специалиста требуется четкое выполнение технологических стандартов.
Появление мощных технологий изменило понятие профессионализма: глобальный характер технического действа не позволяет двигаться эмпирическим путем - методом проб и ошибок. Негативные последствия неверных шагов или непродуманных решений необратимы. Профессиональный уровень специалистов - их знания, квалификация, мастерство - служат гарантом надежности, стабильности и перспективности технических систем.
Профессионализм составляет необходимое, но не достаточное условие профессиональной культуры. Культура специалиста развивается через практический опыт, но интеллектуальные основы профессионализма формируются образованием, главная цель которого - достижение профессиональной компетентности.
Развитие новых технологий по мере их усложнения обретает относительную автономию за счет появления внутренних творческих импульсов, рождающих оригинальную техническую идею. Чтобы предотвратить рассогласование целей, недостаточно ориентироваться только на актуальные потребности общества. Надо знать и понимать законы, динамику развития конкретного социума, прогнозировать его будущее.
Чем более высокое место в профессиональной пирамиде занимает специалист, тем существеннее влияние принимаемых им решений социальную организацию, образ и качество жизни, образование и ценностные приоритеты. Это означает, что собственно профессиональной компетентности может оказаться недостаточно, необходима компетентность социальная. Именно она становится исходной предпосылкой профессиональной культуры специалиста. Итак, овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным социокультурным приоритетам.

Вопрос 5. Почему возникла альтернатива технократического и гуманитарного стилей мышления?

Становление профессиональной культуры, адекватной современному состоянию техногенной цивилизации, связано с радикальным изменением доминирующего в социуме стиля мышления.

Адекватная современной стадии социального развития новая образовательная парадигма требует ясного осознания различий между полярными типами культуры, которые условно обозначим как техногенный и мифологемный. Мифологемность означает в данном случае образно-символическое восприятие мира, слияние реальности воспринимаемой и воображаемой, рационально познанной и интуитивно полагаемой.

Сравнение техногенного и мифологемного типов культуры 

ценности культуры
техногенный тип мышления
мифологемный тип мышления
Ядро мировоззрения
Цивилизация
Духовная культура
Отношение к природе
Покорение
Соответствие
Экономические интересы
Личное или коллективное благополучие, обладание
Совершенствование образа жизни
Мораль(внешние регулятивы поведения) Управление, подчинение Согласие, сотрудничество
Нравственность (внутренние регулятивы поведения) Закон, норма Любовь, симпатия
Знание (способы достижения истины) Рационализм, прагматизм, доказательство Интуитивизм, иррационализм, вера
Стиль мышления Рассудок Разум
Метод познания Анализ Синтез
Логика изложения Дедукция Индукция
Область творчества Технологии деятельности (наука, техника, духовная практика) Символическое освоение мира (художественное, религиозно-мистическое)
Характер деятельности Целеустремленность, дифференциация, специализация Созерцательность, интеграция, универсализация

 Сравним основные характеристики названных типов. Речь идет о доминирующих ценностных ориентациях или “ядерных” отношениях, определяющих главные тенденции становления цивилизации. В идеале необходима гармонизация названных альтернативных систем ценностей, что в итоге должно быть отражено в новых концепциях образования.

Главные черты гуманистического типа мышления - осмысление и жизненное воплощение нравственных принципов, органичное сочетание логики и здравого смысла, чувства и разума, веры и научной аргументации. Этим искусством владеют люди с высоким культурным потенциалом, талантливые и образованные, волевые и деликатные.



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...