четверг

Феномен культуры в концепциях мыслителей XIX-ХХ века.

1.Многообразие подходов, направлений и школ в понимании культуры

Термин «культура» (cultura) латинского происхождения. В случаях раннего употребления слово означало процесс культивирования, выращивания чего-либо, и касалось естественных, природных процессов. Начиная с эпохи Просвещения, эти представления стали распространяться и на человеческое общество при сохранении прежнего смысла. Первое научное определение культуры было дано английским ученым.

Исследователи выделяют четыре основных аспекта:

  • абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
  • обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;
  • абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
  • абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности (именно этот смысл слова культура наиболее распространен).

По-разному определяется культура и в зависимости от научной дисциплины, в рамках которой делается такая попытка.


2.     Основные характеристики, функции и структура культуры

Культурологический подход выделяет следующие основные характеристики культуры.
1. Культура - содержательное наполнение совместной жизни людей.
2. Культура - ненаследуемая биологически информация, это мир искусственно созданных людьми явлений.
3. Культура включает в себя предметный мир, мир вещей - то, что, как правило, называется материальной культурой.
4. Культура содержит образцы человеческих отношений: способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, выраженные в символической форме.
5. В рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов, порождения и трансляции символов и т.д.

Функции культуры - рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу.
В функциональном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других.
В культуре как системе можно выделить четыре основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений. С этой точки зрения можно выделить следующие функции культуры:
- социализация (процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющим ему быть полноправным членом общества; предполагает как целенаправленное воздействие на личность, так и спонтанные процессы.) и инкультурация (процесс освоения человеком - членом конкретного общества - основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.);
- ценностная (аксиологическая) - Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения. Ценности определенной культуры задают образцы и стандарты поведения и оказывают влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценности бывают материальные и духовные, большие и малые и др. В том или ином сообществе складывается определенная система ценностей.
- коммуникативная;
- познавательная (гносеологическая);
- информационная;
- деятельностная;
- нормативная -  устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано, то есть облечено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса”. По социальной своей функции это средство защиты от страха: действие по шаблону защищает от аффекта. В процессе культурогенеза какие-то нормы могут утрачивать актуальность, сохраняясь лишь в стереотипах, а какие-то культурные формы - наоборот, приобретают значение норм. На эти процессы могут оказывать влияние социально-политические и экономические изменения. Если нормы институционализированы, то их применение регулируется нормативными документами, кодексами, законами, и их исполнение может носить в том числе принудительный характер. В обществе действуют и конвенциональные нормы, которые, как и институционализированные, предписывают и разрешают, но оставляют при этом определенную степень свободы для индивида в следовании им. В этом случае он ориентируется на так называемое общественное мнение (или напротив, игнорирует его).
- символическая.  Символ – это: 1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы.
Эти функции имеет любая культура, поэтому их можно считать универсальными, но в определенную иерархию они выстраиваются по разному, в зависимости от уникальных особенностей той или иной культуры.

Структура культуры: (по Эльне Александровне Орловой)

 В структуре культуры выделяются две области: обыденной и специализированной культуры. В специализированной деятельности можно выделить три функциональных блока:
- культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);
- социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);
- каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура).
В обыденной культуре выделены аналоги специализированной деятельности. Так, организационному блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль (нравственность), познавательному блоку - суеверия, обыденная эстетика, "народная мудрость", практическое знание, трансляционному - передача культурного опыта посредством игры, слухов, бесед, советов и т.п. Обыденную культуру человек осваивает в среде его повседневного общения - это семья, друзья, одноклассники, соседи и т.п., через образцы деятельности, поведения, оценивания, обычаи и нравы, а также через средства массовой коммуникации.
Каждый человек включен одновременно в профессиональную деятельность и в повседневную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры, и можно проследить взаимосвязь между этими сферами на уровне личности, выделить факторы, влияющие на изменение тех или иных знаний, навыков и норм. В ряде случаев у человека могут возникать напряжения, связанные с разбалансировкой этих двух сфер. Следует заметить, что и в обществе в целом возникают такого рода напряжения и даже конфликты, и тогда мы фиксируем ситуацию культурного конфликта в системе межкультурной коммуникации. Напряжения и конфликты могут возникать как "по горизонтали", например, между правовой культурой и моралью обыденной жизни, так и "по вертикали", например, между экономической и правовой культурами.

1.     Массовая и элитарная культура

Все более и более важную роль в системе межкультурной коммуникации играют механизмы распространения продуктов культуры. Сегодня мы живем в технической цивилизации, в которой принципиальным образом изменились средства, способы, каналы и технологии передачи культурной информации. В новом информационном пространстве выживает только то, что массово востребовано, а таким свойством обладают стандартизованные продукты массовой культуры, потребителем которой и является человек-масса (Хосе Ортега-и-Гассет), который ощущает себя таким как все и доволен этой неотличимостью. Распространение массовой культуры не означает исчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно (мотив антиутопий Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Р. Шекли, Р. Бредбери). Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее и исключительно в ключе идеологическом, как это было еще совсем недавно. 
В работах современных исследователей можно найти разные указания на время появления массовой культуры: некоторые полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Мы считаем, что массовая культура - продукт современной цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная культура и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций .
Процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, не в состоянии были приобщиться к городской культуре, которая требовала большей образованности, времени и материальных возможностей. Бурно развивавшиеся параллельно с этими процессами средства массовой коммуникации привели к созданию индустрии массовой культуры.

Сферы проявления массовой культуры

ИНДУСТРИЯ "СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА":
·        Формирует стандартизированные нормы и образцы личностной культуры
·        Закладывает основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе

МАССОВАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
·        Приобщает учащихся к основам научных знаний, отбор которых происходит в соответствии с типовыми программами
·        Воспитывает стандартные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
·        Информирует население, интерпретирует текущие события
·        Формирует необходимое "заказчику" общественного мнения

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ И ПРОПАГАНДЫ
·        Внедряет в сознание идеи, необходимые политической элите
·        Манипулирует сознанием граждан в интересах правящих элит и формирует массовые политические движения

МАССОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ
·        Переводит сложные явления, требующие специального изучения и соответствующей научной подготовки, в пласт обыденного сознания
·        Позволяет "человеку массы" ощущать себя причастным к науке, политике, государственной жизни и т.п.

ИНДУСТРИЯ РЕКЛАМЫ, МОДЫ
·        Формирует стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляет спросом рядового потребителя
·        Превращает процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования

ИНДУСТРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ИМИДЖА
·        Развивает массовое физкультурное движение, аэробику, культуризм, косметологию и т.п.
·        Способствует формированию представлений о культе физической силы и физической красоты

ИНДУСТРИЯ ДОСУГА
·        Пропагандирует массовую художественную культуру (приключенческая, детективная и бульварная литература, аналогичные жанры кино, оперетта, поп-музыка, шоу-индустрия, цирк, туризм и т.п.)
·        Достигается эффект психологической релаксации человека

В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечена и такая форма массовой коммуникации как Интернет, который становится глобальным средством распространения продуктов культуры. Его появление меняет многие традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако, это явление и его социокультурные последствия еще нуждаются в соответствующем исследовании.
Таким образом, массовая культура - многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема, на наш взгляд, заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.






Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...