понедельник

Тема 1: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Разделы:
  • О философии
  • Мировоззрение и его типы
  • Структура философского знания
  • Проблема становления философии

О философии
В древнем мифе об Эдипе, Фиванском царе, рассказывается, как крылатое чудовище Сфинкс, жившее на скале близ города, пожирало каждого путника, не ответившего на его вопрос. И дорогой смерти была дорога в Фивы. Но Эдип разгадал загадку. И бросился тогда побежденный Сфинкс в пропасть.
Философия – это по-прежнему торжествующий Сфинкс. Вот уже более двух тысячелетий «загадки» ее не дают покоя «любителям мудрости» всех времен и народов. И ни один из них не вправе сказать, что он разгадал загадку Сфинкса, даже если ему и казалось, что он более всех предшественников продвинул его к пропасти. Последователи и преемники философии, даже взгромоздясь на плечи всех прежних единоборцев со Сфинксом, видели над собой только загадочную и застывшую в ожидании улыбку дочери Ехидны.
Стоит ли удивляться, что в здравомыслящем сознании сложилось твердое убеждение, которое разделяла экономка Дени Дидро: в ответ на его вопрос, кто по ее мнению есть философы? Она отвечала: «Дураки, которые очень стараются при жизни, чтобы их почитали после смерти». Но смысл есть и в словах древнегреческого философа Эпикура, который говаривал: «Не пренебрегайте заниматься философией», если люди следуют этому совету, даже не зная его.
Ведь загадка Сфинкса – это сам человек, а потому Сфинксу-философии ничего не угрожает.
Каждый человек вольно или невольно сталкивается с теми проблемами, которые обсуждаются в философии:
- Как устроен мир?
- Мир развивается или пребывает неизменным?
- Мир существует вечно, или был создан Богом?
- Имеет ли человек свое предназначение, каков смысл жизни человека?
- Можно ли провести границу между добром и злом?
- Смертны мы или нет?
Философские вопросы – это вопросы не об объектах, а об отношении к ним человека. Эти вопросы не могут быть решены окончательно, каждая эпоха ставит их перед человечеством заново.
Не философы придумывают эти вопросы, их придумывает сама жизнь. Философы – в меру своих сил и способностей – ищут ответы на них. Сам характер философских проблем таков, что простое, однозначное, окончательное их разрешение невозможно. Философские решения всегда гипотетичны.
От философии не следует ждать практической пользы, то есть решения частных, прикладных задач. Философия вырабатывает не тактику (конкретные шаги), а стратегию (общую концепцию, направление) человеческой жизни.
Таким образом, философские вопросы – это наиболее общие вопросы.
Философские знания – это не знания об определенных, конечных вещах (наподобие позитивных наук). Это особое знание, знание на уровне «всеобщего» (познание сути бытия, его всеобщих форм и закономерностей). Философия – это абстрактное познание, и понятия, которые она использует абстрактны (бытие, дух и пр.).
Удивление (мацейна), сомнение (скепсис), страдание (патос) – три спусковых механизма, заставляющих человека философствовать. Сама жизнь содержит пружинку, которая воспроизводит философию.
Философская деятельность – странная – она не имеет цели (как и любая духовная деятельность).
Думается всегда, но 90% жизни – на автомате.
Точки удивления (рисунок: свернутый вопрос, трансцендирующий вопрос) – греки называли их «умные места», «темные места», в которых человек останавливается: ничто, пустота, вечность, бесконечность (парадоксальные места, которые разум представить не может).
Чтобы войти в философию надо быть парадоксальным (борьба с человеком привычки).
Некоторые примеры парадоксов:
философская загадка. Мать наблюдала за тем, как её сын играл на берегу реки Замбези. Вдруг из воды появился крокодил и схватил малыша за ногу. Женщина вскочила, подбежала к крокодилу и попросила его смилостивиться и отпустить её ребёнка. «Ладно, - сказал крокодил, - «я буду честным и дам тебе один шанс. Я отпущу твоего сына, если ты ответишь, что произойдёт вслед за этим. Однако, если ты ошибёшься, я его сожру». Мать видит в предложении крокодила шанс спасти сына. Она тщательно обдумывает, а потом даёт ответ. Вопросы: 1. что ответила мать? 2. почему ухмылялся крокодил?
• Парадокс нигилизма: Если правда не существует, то утверждение «правда не существует» верно, что доказывает его неверность.
• Парадокс всемогущества: Может ли всемогущее существо создать камень, который оно само не сможет поднять?
• Парадокс непреодолимой силы: Что будет, если непреодолимая сила подействует на несдвигаемый объект?
• Стрела Зенона: Летящая стрела каждый момент времени занимает определенное положение в пространстве. Когда же она перемещается из одного положения в другое?
• Дихотомия: «Вы никогда не попадёте из точки А в точку Б, так как вы должны будете пройти половину пути, потом половину оставшейся половины, и так бесконечное число раз».


Философия задает в ненужном месте ненужные вопросы, поэтому первые философские тексты очень странные:
- У большого квадрата нет углов,
- Движущееся колесо не касается земли,
- Сильный звук не может быть услышан.
За странностью вторая черта – научиться видеть невидимые стороны: философия вступает в конфликт с эмпирическим. Платон говорил о специальном чувстве – умозрении (умном зрении, зрении, позволяющем увидеть эйдосы – лики вещей).
Бердяев: «Жизнь враждебна человеку».
Чело-век = цельно-вечный = единый, когда к чему-то приобщается.
Жизнь враждебна собиранию, цельности, она рассеивает человека, не дает ему собраться. Жизнь отнимает память, сознание = надо остановиться, собраться.
Люди собираются через совокупность = через множество к целостности (пьют пиво, ничего не получается). Поскольку совокупность – это множение единого, дробление, дурная бесконечность (Гегель). Социальность строится через прибавление.
Духовная связь – мгновенна: «здесь и сейчас» – вся вечность.
О философии и науке.
Если сравнивать философию и науку, то следует отметить, что наука может рассматривать мир так, как-будто в нем нет человека, философия – не может. Все дороги философского познания ведут к тому Риму, который называется человек. Именно человек и его отношение к миру является, по существу, всеобщим предметом философии.
Философия не может стать наукой, потому что когда она становится наукой она теряет свою главную сущность – метания.
Науку творит «дух безличный»: нет истины Ньютона, Эйнштейна, Лапласа, а есть объективная научная истина. Философию творит всегда дух единичный, она не может быть коллективным творчеством и всегда – произведение индивидуальной мыслительной работы.
Поэтому споры в философии, разные взгляды на один и тот же предмет объясняются вовсе не неясностью вопросы, его сложностью или недостатком средств его решения, а той особенностью. Что философия – это мировоззрение.
Отличия философии от науки:
- философские утверждения не проверяются экспериментом,
- философия не точна, она близка к искусству,
- противоположные философские системы имеют одинаковую ценность,
- философские дискуссии затягиваются на столетия.
Философия пытается ответить на вопросы, ответы на которые может искать любой человека, независимо от пола, возраста, социального положения – это общечеловеческие вопросы. И для этого философу приходится абстрагироваться – отвлекаться от свойств предмета, видеть его общие свойства.
Но такими проблемами занималась не только философия. Еще задолго до ее возникновения люди находили ответы на важнейшие для них вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильнее было бы назвать эти проблемы не философскими, а мировоззренческими.
Мировоззрение и его типы
Мировоззрение – совокупность взглядов, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения. Таким образом, центральный вопрос любого мировоззрения – это вопрос об отношении человека и мира.
Типы мировоззрения:
- мифологическое,
- религиозное,
- философское,
- обыденное.
Мифологический тип, характерные черты:
1. антропоморфность – рассмотрение явлений природы и мира человека по аналогии с человеком (им приписываются те же свойства, что и человеческие: ощущения, желания, ненависть, страдание и пр.). Анимизм.
2. описательность – стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – боги и герои, особые люди.
3. синкретизм – нерасчлененность объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью.
4. связь с магией (свойственно более зрелому первобытно-общинному сознанию) – выражается в действиях колдунов, шаманов, ориентированных на преобразование ситуации (нельзя назвать пассивно-созерцательным).
5. апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Пример: люди хотят есть три раза в день потому, что бык неправильно передал волю божества (есть один раз в три дня).
6. антиисторичность – время не понимается как процесс прогрессивного развития. Либо как обращенное вспять, либо цикличное.
Религиозное мировоззрение, характерные черты:
1. разделение мира на естественный и сверхъестественный.
2. культовая система, направленная и установление определенных отношений со сверхъестественным.
3. наличие вероучения.
Религиозному мировоззрению свойственно направлять свою жизнь на достижение абсолютного, вечного и преодолевать изменчивое, преходящее, относительное.
Обыденное мировоззрение, характерные черты:
В повседневной жизни человек пользуется некоторыми практически действенными представлениями, которые могут быть названы обыденным мировоззрением.
1. ориентация на представленные в культуре стереотипы поведения, тое есть принимаемые без всякого доказательства положения (лучше жениться, чем быть холостым).
2. смешение отрывочных научных знаний с философскими и религиозными представлениями.
3. допускает соединение логически и культурно исторически несовместимых идей, принятие религиозной обрядности без понимания ее смысла.
4. отсутствие стремления к рефлексии принятых убеждений, принятие их на веру.
5. выдает желаемое за действительное.
Тем не менее обыденное мировоззрение является практически действенным.
Философское мировоззрение, характерные черты:
1. разрешение мировоззренческих проблем посредством разума, мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающего их друг с другом по определенным логическим законам.
2. заимствует вопросы из мифологического и религиозного мировоззрения.
3. систематичное и упорядоченное мировоззрение.
4. объяснение внутреннего устройства и развития мира через единое устойчивое начало.
5. размышление над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся – значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к явлениям.
Философия все ставит под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны человеческие установки и отбросить те из них, которые отжили свое время, а те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент.
Философия (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости, на Руси философов называли любомудрами) — особая форма позна¬ния мира, вырабатывающая систему знаний о фунда¬ментальных принципах и основах человеческого бы¬тия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и ду¬ховной жизни во всех ее основных проявлениях.
Философия стремится рациональными средствами создать пре¬дельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастичес¬кие представления о мире, философия базируется на теорети¬ческих методах постижения действительности, ис¬пользуя особые логические и гносеологические крите¬рии для обоснования своих положений.

На разных этапах развития философии и в разных философских системах на передний план выдвигались различные философские проблемы и вопросы. Но поскольку ядро философии (то есть общечеловеческие вопросы) достаточно устойчиво, то можно говорить о структуре философского знания: онтология, гносеология, логика, диалектика, методология, философская антропология, социальная философия, экологическая философия, аксиология, эстетика, этика.
Онтология (от греч. ontos – сущее, logos – учение) – философское учение о бытии вообще, в его видах и атрибутах. Продолжает линию метафизики Аристотеля – учения о началах и первопричинах всего сущего.
Гносеология (греч. gnosis – познание) – теория познания, возникшая в античности, в которой исследуется процесс познания в целом, общие механизмы и возможности познания, отношения между знанием и реальностью, пути достижения истины и ее критерии.
Логика (греч. logos – логос) – философское учение о формах и законах мышления. Основные законы формальной логики сформулированы Аристотелем, диалектическую логику развил Гегель в рамках системы объективного идеализма. Дальнейший этап развития формальной логики – математическая логика.
Диалектика (греч. dialogema – веду беседу) – первоначально как искусство вести беседу (Сократ). Позднее как философское учение о всеобщей связи и развитии. Диалектические идеи античных философов об изменчивости явлений, переходе свойств в свою противоположность, и противоречивости движения получили систематическое изложение в идеалистической диалектике Гегеля и материалистической диалектике К.Маркса и Ф.Энгельса.
Методология (от греч. metodos – путь к чему-либо) – философское учение о методах познания, познавательных формах и средствах, совокупности наиболее общих методологических принципов.
Философская антропология (от греч. anthropos – человек) – философское учение о человеческом существовании во всей его полноте, об отношении человека к окружающему миру. Человек интересовал философов с античности, а материализме антропологический принцип ввел Л. Фейербах.
Социальная философия (от греч. societas – общество) – раздел философии, в которой исследуется качественное отличие общества от природы, его универсальная структура, цели и идеалы, происхождение, общие закономерности развития и перспективы.
Экологическая философия (от греч. oikos – место пребывания) – комплексная социально-философская дисциплина о взаимодействии общества и природы. В ее основе – представления о единстве человека с космосом, гармоничности и ценности природы, в центре внимания – глобальные проблемы человечества.
Аксиология (от греч. axia – ценность) – философское учение о ценностях, их природе и происхождении, месте и роли в жизни человека и общества. Понятие «ценности» появилось в 17 веке у Канта. Учение о ценностях развивалось в этике, эстетике, философии религии, где исследовались ценностные ориентации.
Эстетика (от греч. aisthetikos – чувственный) – философская наука о сущности и формах творчества по законам красоты.
Этика (от греч. ethos – нрав, привычка). Термин введен Аристотелем. Это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Начиная с античности этика считалась практической философией, в отличие от теоретического знания о мире, так как она отвечает на вопрос: что мы должны делать? Моральные принципы отражают опыт многих поколений людей.

Проблема становления философии (генезис философии)
Где и когда возникла философия?
С этим вопросом, кажется, все обстоит просто – достаточно открыть первые страницы любого учебного пособия по истории философии, чтобы удостовериться в этом. Греция, Индия, Китай – 7-6 вв. до н.э.
Но действительно ли здесь не проблем? Все ли так ясно в этом вопросе? И как только мы задумаемся над этим вопросом, просто захотим вникнуть в его содержание, прежняя безмятежная ясность покидает нас.
Есть целый ряд исследователей, которых возглавляет Гегель, считающих, что настоящая философия зародилась только в Древней Греции, а философия Востока – это мистико-этический свод учений. В этом смысле получается, что философия – это европейской изобретение. Но тогда что же мы имеем на Востоке, чем является ее мудрость? Не философией? Тогда чем?
Европоцентризм:
– «У греков мы сразу чувствуем себя дома», - писал Гегель.
- «Не только философы, но и весь род людей берет начал от эллинов», - Диоген Лаэртский.
Философское знание зародилось в Греции просто потому, что греки были исключительно одарены (Гегель, Фейербах).
Востокоцентризм:
- «Вся западная философия и общественная мысль после Ренессанса на протяжении четырех столетий представляет собой неприглядную картину постепенного упадка и деградации», - писал один иранский философ.
- «Если бы Небо не породило Конфуция, - торжественно объявляет Чан Кайши, - мир вечно оставался бы подобен нескончаемой ночи».
Итак. Вплоть до сегодняшнего дня мы имеем противопоставление европейского (античного) и восточного мышления и философии как несовместимых и разнородных.
Часто особенности мировоззрения сами философы превращают в абсолютные. И это делается критерием философии вообще. Именно так объясняются выводы европо- и востокоцентризма, выводы, которые отрицают подлинность той или иной философии.
Черты, характерные для восточной философии:
- традиционализм и ориентация на обосно¬вание уже сложившихся социальных ценностей,
- относительно слабо развитая рационально-логи¬ческая компонента и связь с наукой,
- детально разрабатывались и обосновывались идеи ко¬смологической природы сознания,
- философы разрабатывали принципы и техно¬логию житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля.
Все эти мировоззренчес¬кие ориентации, естественно, включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций с харак¬терными для них ориентациями на воспроизводство существующего социального уклада жизни, кастово-клановой иерархии и закрепления индивидов в систе¬ме строго определенных социальных связей.
Черты, характерные для западной философии:
- философия ориентировалась на связь с наукой и построение логико-рационалистической системы знания,
- занималась широким спектром проблем (фактически поставила большинство имеющихся сегодня философских вопросов,
- свобода от традиции, преодоление мифологических представлений о мире.
Иной тип философствования возник в лоне античной культу¬ры. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, де¬мократии и характеризующаяся наибольшим динамиз¬мом по сравнению с другими видами традиционных обществ.

Давайте вернемся к характерным чертам философского мышления как типа мировоззрения:
- мыслительная деятельность анализирующего, размышляющего рассудка,
- опирается не на догмы и методы, а на собственный разум,
- философия размышляет с помощью категорий наиболее общего характера (бытие, сущность, сознание).
Если опираться на эти признаки философии, то надо признать, что с определенными особенностями, но философия существует и на Западе, и на Востоке. Тем более, что для ее становления обнаруживаются и одинаковые условия.
Осевое время – понятие введено современным немецким философом Карлом Ясперсом.
О.В. — период примерно с 800 по 200 до н.э. В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения: Китай – деятельность Кон¬фуция и Лао-цзы, Индия — мыслители Упанишад и жизнь Будды, в Иране — Заратустра, в Палестине — проро¬ки, в Греции — философы и трагики. Несмотря на ло¬кальное своеобразие этих процессов, это было единое духовное движение, имеющее значе¬ние для всего человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. С этого времени, по Ясперсу, начинается общая история человечества.
Важнейшая ха¬рактеристика О.В.: прорыв мифологи¬ческого миросозерцания — основы "доосевых" культур. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само-собой-понятностью приходит конец. Твердые из¬начальные устои жизни начинают колебаться, человек осознает хрупкость своего бытия. Человек уже не за¬мкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он ставит вопросы о смертности, о тра¬гической вине, вырастающие в один общий вопрос — о смысле человеческого существования, который переста¬ет быть самоочевидной данностью (Ясперс называет одухотворением человека).
? Почему именно в это время и в этих культурах?
Корректнее было бы говорить не о том, что философия возникла в 7-6 вв. до н.э., а возникает в период между 8 и 1 вв. до н.э.
Однако процесс становления философии мы все же рассмотрим на примере Греции. И не потому, что придерживаемся европоцентризма в этом вопросе, а потому что мера философичности о которой говорилось ранее чаще видна на примере Греции (как Маркс рассматривал основные признаки капитализма в Англии, так как они были четче очерчены именно в этой стране).
Средневековый мыслитель Климент Александрийский: «Ангелы украли философию у Бога и отдали ее грекам».
☼ Общество. Наша цель – проследить, что именно в этом обществе сложились благоприятные условия для возникновения философии.
Возникновение философии приходится «на стык» двух общественно-экономических формаций: родовой и рабовладельческой.
Вспоминаем: философия есть свободная, самостоятельная мыслительная деятельность, а потому:
- должна существовать сама возможность умственной работы не как элемента практики, а как свободная от материальной практики деятельность;
- человек должен быть независимым от других, должен выделять себя среди себе подобных (он должен иметь потребность мыслить, думать о себе).
А) Род – это коллектив кровных родственников, который является основой взаимоотношений в обществе. Главные в роду – интересы общества, только так отдельные люди в нем могли благополучно существовать. Личность в обществе не самостоятельна, вся жизнь человека зависела от рода (общая собственность, общий быт). Если человек не выделен практически, то он не выделен и в самосознании, у него не возникает вопросы об отношении «я» к другому «я»; «я» к «обществу» и прочее. Следовательно, условием разрушения подобного положения является разложение общинного социального уклада жизни.
Первый шаг к свободному мышлению – это образование частной собственности.
Б) Следствием нерасчлененности сознания и практики в жизни была невозможность абстрактной деятельности (у тасманийцев существуют особые названия для различных видов деревьев, но нет слова для обозначения дерева; нет таких качеств как твердый/круглый, вместо этого – «подобный луне», «подобный камню»).
Когда умственный труд не отделен от физического, нет абстрактного мышления. Поэтому, отделение сельского хозяйства от скотоводства – выделение ремесла из сельского хозяйства привело к появлению слоя зажиточных граждан с доходом и высвобожденным временем. У них появились досуг и независимость от общества в суждениях и поступках.
☼ Полис – город-государство, объединение бывших кровнородственных односельчан в общины по гражданскому принципу (не на основе власти некоторых личностей, а по праву всеобщей договоренности) – все полноправные граждане (народное собрание, суд) = сознание собственной значимости.
☼ Свобода. Была обусловлена демократией (свобода слова) – атмосфера полемичности, способности к аргументированию, состязание в слове, не было теологии и единой веры.
Это были предпосылки формирования философии:
1. Человек перестает быть представителем только рода и приобретает значимость как индивид. Он выделяется из рода, получает экономическю самостоятельность как основу своей индивидуальной значимости и как базу своих свободных поступков.
2. Расширение человеческой практики, появление рабовладения делают возможным превращение умственной деятельности в самостоятельный вид деятельности, отличный от физического труда.
3. Развитие ремесла, появление товарного обмена и денежного обращения подтачивают родовой строй и основанное на нем мифологическое сознание.
4. Появление классов и ранних государств (особенно демократии как государственного строя) способствует социальной активности человека и тем самым подготавливает его мышление к осознанию значимости человека в лице, его продуманных поступков.
5. Интенсивное развитие общественной жизни в период формирования государства рождает активность человека, вызывает в нем дух предпринимательства, риска и возможность сравнивать, предполагать другое, отрицающее традиции. Все это рождает споры, дискуссии, сомнения как благодатную почву для философии и смертельную для мифа.
6. Интенсивность жизни после родовой размеренности и одномерности заставляет задуматься о сущем, понять, есть ли что-нибудь постоянное, или все изменчиво, преходяще.







Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...