воскресенье

Эрих Фромм "Искусство любить": рецензия Мирзанурова Дамира, группа 4105


Перед нами лежит книга крупнейшего мыслителя ХХ века, одного из великой когорты “философов от психологии” и духовного лидера Франк­фуртской  социологической школы - Эриха Фромма “Искусство любить”.
        При первом взгляде на название книги возникает вопрос: “Действительно ли любовь - искусство?”, или нет; нужно ли нам учиться любить? В современном обществе распространено мнение о том, что любовь “это только  приятное чувство,  испытать которое -  дело случая,  нечто такое,  что выпадает  человеку в случае  удачи”. Но в данной книге автор опирается на утверждении, что любовь всё - таки является искусством.  И, следуя этому утверждению, Э. Фромм в данной книге вначале описывает теорию любви (это занимает у него большею часть работы), а затем переходит к практике любви, о которой, по его мнению, как и любой практике “сказать можно лишь немного”.
            По-моему данное разделение повествования очень правильное и уместное, так как в любой деятельности человека, в любом искусстве нужно сначала изучить  теоретические аспекты, а затем переходить к практической стороне. При этом автор уже в самом начале показывает, что не даст нам никаких всеобъемлющих инструкций по тому как “практиковать” любовь. Единственное что он может дать нам “подходы к искусству любви”, рассказать о предпосылках данного искусства и показать “практическое применение  этих предпосылок и подходов”. Очевидно, что не возможно ни чего узнать о практической стороне какого-либо искусства, не практикуясь в нем. К тому же любовь - это личный опыт каждого отдельного человека, его переживания. Поэтому с моей точки зрения нельзя упрекнуть Фромма в том, что он слишком мало уделил внимание практике любви. Наоборот, из-за небольшого объёма данной части книги, и простого и четкого изложения аспектов практики любого искусства вообще, и практики любви в частности, мы сможем построить своё отношение к любви и жизни в целом. Но если кому-то вздумается прочитать только данную последнюю главу то велика вероятность того что, хоть он и сможет понять смысл данного текста и выделить для себя характерные черты практики любви, у него не сложится целостная картина о самой сути любви, о её видах и её значении в современном обществе. К тому же он может не до конца понять некоторые мысли Фромма, так как он описывает их в других частях книги.
 Для данной книги характерно повторение мыслей и идей, они проходят через всю книгу, и в каждой главе можно найти что-то из предыдущей. К тому же некоторые высказывания автора, которые он делает вначале книги, более подробно раскрываются в конце. Из-за этого многие могут упрекнуть Э.Фромма в том, что он нарушает логическую структуру повествования, давая вначале тезисы, а затем их более подробную характеристику, и в том, что он не смог правильно построить свой текст, чтобы избежать повторений и  возврата к предыдущим вопросам. Однако эти обвинения были бы неправильными для данного произведения. Автор просто не мог не указать вначале идеи, раскрытие которых мы увидим в дальнейшем. Ведь он в начале книги доказывал что любовь является искусством, и приводил три заблуждения, из-за которых большинство людей думает что любовь это счастливая случайность. 
В дальнейшем же изложении автор показывает причины таких воззрений. Но если бы автор вначале показал причины этих заблуждений, и плюс ко всему показал бы что подразумевается под словом “любовь” в современном обществе (это занимает у него целую главу “Любовь и её разложение в современном западном обществе ”) то, как я уже и говорил, нам не совсем были бы понятны некоторые изречения автора (в коих он опирается на предшествующие главы в книге и высказанные там мнения). Из предыдущих рассуждений видна явная необходимость повторений идей и возврата к определенным вопросам при рассмотрении столь сложного и многообразного явления как любовь.
Так какие же три заблуждения относительно природы любви приводит автор вначале произведения?
Первое заблуждение, или предубеждение, состоит в том что, для большинства проблема любви – это прежде всего проблема как быть любимым, а не любить самому. То есть в современном мире люди хо­тят сделать так, чтобы их любили. В книге, Фромм описывает различные пути достижения этой цели, характерные для мужчин (власть, богатство и т.п.), для женщин (следить за собой, хорошо одеваться, выглядеть привлека­тельно и т.п.), и также общие (знание этикета, хорошие манеры, умение под­держивать беседу и т.д.).
Второе предубеждение – это допущение, что проблема любви есть проблема объекта, а не способности. Это означает что большинство людей в своей  жизни исходит из установки что любить – просто, а вот найти достойный объект для любви, или для того чтобы быть любимым – очень трудно.
Третье заблуждение состоит в смешении кратковременного “начинательного” переживания, обозначаемого словом “влюбиться” и непрерывно длящегося состояния обозначаемого словом “любить”. Как же это понимать? Люди стали путать страстные и бурные отношения и само понятие любви. Влюбиться и вспыхнуть, а затем догореть не оставив и следа – так можно охарактеризовать данные переживания. По мере того как они начнут лучше узнавать друг друга, их близость перестанет быть чудом, и в конце концов ни чего не останется от их первоначального восторга. К тому же люди в данной ситуации приводят силу своей страсти как доказательство силы своей  любви. А это, наоборот, свидетельствует о том, насколько одиноки они были прежде.
“Любовь – разрешение проблемы человеческого существования” – так утверждает Фромм. Он пишет, что человек есть жизнь, осознающая себя и себе подобных. Но в тоже время человек понимает, что он отделен от природы, от общества, что он одинок. Это осознание вызывает у него чувство тревоги, внутреннего беспокойства. Автор характеризует состояние отделенности и разобщенности одним словом – отчужденность. Тут прослеживается взаимосвязь идей Фромма и экзистенциалистов (в особенности Жана-Поля Сартра). Сартр в своей книге – “Экзистенциализм – это гуманизм” пишет что человек “заброшен” в этот мир, что человек родился против своей воли, у него нет оправданий, не извинений, он одинок, но при этом он ответственен за все, что он сделал. Человек свободен, он – свобода. Сартр утверждал, что у человека есть свобода выбора, что человек проект самого себя и он то, что он сам из себя создал. Это означает, что никто не ответственен за жизнь и судьбу человеку, кроме него самого. В этом отношении проявляется явное отличие с идеями Фромма. По нему на жизнь человека влияет общество, особенно его политическая и экономическая сторона. Но особенно сильно влияют на него родители в детстве. Как и Фромм, Сартр утверждает что людям присуща тревога, но нужно заметить что они вкладывали в это понятие разный смысл. По Сартру человек принимая какое-то решение, или выбирая что-то, не только создает проект самого себя, но и определяет образ ЧЕЛОВЕКА в целом(ведь человек не может выбирать для себя зло). Таким образом, когда человек что-то предпринимает и делает выбор, он чувствует тревогу, так как в данном случае он ответственен за все человечество(если человек не чувствует тревоги, тогда он лжет сам себе, скрывает это чувство, пытается убежать от него).  Эта тревога по мнению экзистенциалистов не мешает действию, а напротив является частью этого действия, так как позволяет сделать наиболее оптимальный выбор. Согласно же Фромму тревога – это проявление отчужденности, выраженная в том что человек чувствует себя беспомощным и одиноким. Собственно осознание своего бессилия и порождает тревогу. Человеку необходимо избавиться от своей отчужденности и порождаемой им чувства тревоги, иначе он сойдет с ума и перейдет к бездействию. Таким образом если для экзистенциалистов тревога есть состовная часть действия, то по Фромму человек должен вначале преодолеть чувство тревоги, порожденное одиночеством и отчужденностью, а затем уже у него появиться возможность действовать.
Какие же способы преодоления тревоги, беспокойства и отчужденности существуют? Фромм выделял четыре способа:
1) всевозможные оргиастические состояния (алкогольное, наркоти­ческое опьянение, сексуальное переживание). Для всех этих форм характерна сила, страсть; они охватывают всего человека – его душу и тело; они преходящие и периодически повторяющиеся.
2) Соединение, основанное на подчинение группе (толпе). Она заключается в стирании индивидуальных черт личности, люди становятся не едиными, а скорее единообразными, но при этом они уверены в том, что они следуют своим собственным  взглядам, что они индивидуалисты. К тому же общее единодушие служит доказательством правильности “их” взглядов. Если же требуется ощутить свою индивидуальность, то она проявляется в мелочах: “надпись на сумке или свитере, принадлежность к демократической, а не республиканской партии”. Исчезновение различий проявляется в исчезновении противоположностей полов. Мужчина и женщина стали одинаковыми, вместо того чтобы стать равными как противоположные полюса. Данное единение не носит неистового характера, оно достигается спокойно, затрагивает в основном психику, и поэтому его часто бывает недостаточно для преодоления беспокойства. Единственное преимущество подчинения толпе состоит в том, что оно постоянно, и не носит судорожного характера.
3) Творческая деятельность. В любом творчестве человек объединяется с материалом, который представляет окружающий мир. Это касается только плодотворного труда, то есть труда, при котором я сам себе начальник. Однако данное единение не является межличностным.
Фромм утверждает, что эти три выше приведенных способов представляют собой  лишь частичные решения проблемы человеческого существования. Полное же решение проблемы проявляется в любви. Это четвертый способ решения проблемы человеческого существования. Фромм видит в любви силу, которая может привести к межличностному единению и спасти от одиночества. И тут же автор ставит вопрос: какое соединение нужно понимать под словом любовь? Зрелое решение проблемы существования или ее незрелые формы, которые можно назвать симбиотической связью. Фромм сразу же отмечает, что будет понимать под любовью первое. Но и важно рассмотреть второе, что бы разобраться в истинной любви. Автор выделяет две формы симбиотической связи: пассивная (подчинение, мазохизм),  активная (господство, садизм). По мнению Фромма человек ведет себя то как садистская, то мазохистская личность. Общее в этих  двух формах симбиотической связи в том, что личность теряет свою индивидуальность. Зрелая любовь – это деятельность, при которой происходит объединение, но с сохранением целостности личности. Самое главное в любви – это давать. Но отдавать нужно не материальные вещи, а человеческие ценности. Отдавая, мы побуждаем другого тоже что-то отдавать, таким образом, мы всё таки получаем что-то взамен.  К тому же любить означает заботиться, нести ответственность, уважать и знать. Любовь – это способ познания тайны человека. Жажда познания утоляется путем соединения. В момент слияния я познаю тебя, я познаю себя единственным возможным способом – переживая это соединение.
Фромм утверждает, что любовь можно рассматривать не только как потребность к соединению, но как специфическую, биологическую потребность – стремление к  соединению мужского и женского полюсов.
Автор критикует Фрейда, зато то, что тот рассматривал любовь как сублимацию полового инстинкта, видел половой инстинкт как результат мучительного напряжения, которое требует разрядки, а не как потребность единения с противоположным полом. Я согласен с этими положениями. Фрейд строил свою теорию любви с физиологической стороны, к тому же он придавал огромное значение сексу. Для него понятия секс и любовь практически тождественны. В этом главная ошибка Фрейда. Правильнее видеть секс как одну из форм проявления любви. Любовь более широкое, всеохватывающее понятие. Однако не стоит забывать, что идеи Фрейда оказали огромное влияние в начале ХХ века. Они стали причиной пересмотра всей человеческой психики.
Автор выделяет следующие виды любви: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе, любовь к богу.
Наиболее интересны концепции любви к себе и материнской любви. Фромм утверждает, что только если человек любит себя, то он способен любить других. Напротив, эгоизм, по его мнению, появляется из-за боязни себя, своей сущности.
По Фромму, материнская любовь – безусловна. А любовь отца нужно заслужить. Мать любит тебя за то что ты есть, а отец тогда, когда ты оправдываешь его надежды. Так же автор описывает случаи невротического развития личности, когда личность ориентируется либо на мать, либо на отца. Интересна сама интерпретация неврозов через любовь родителей. Эти идеи, написаны не медицинским языком, и их легко понимать (Фромм не имел медицинского образования), в отличие от мыслей Карен Хорни. Фрейд характеризовал невроз как результат конфликта бессознательных желаний и культурных норм и табу. То есть невроз, - это своего рода компромисс между бессознательными желаниями и внешними запретами. Карен Хорни в своих поздних работах вводит понятие центрального «внутреннего конфликта» как конфликта между «реальным» и «идеальным» Я. Центральный внутренний конфликт — это конфликт между здоровыми и невротическими, конструктивными и деструктивными силами. Таким образом, по Хорни невроз возникает в результате противоречия реальных ситуаций и наших желаний, при этом на их формирование влияет социальные и многие другие факторы. Как мы видим невроз является очень сложным явлением, и заслуга Фромма состоит в том, что он смог раскрыть данную проблематику в рамках категории любви, и при этом, не прибегая к сложным научным, психологическим понятиям.
Ещё более интересна практика любви. Вначале, Фромм описывает качества необходимые для практики любого искусства: дисциплина, сосредоточенность, терпение, предельная заинтересованность в совершенном овладении этим искусством. Затем он приводит качества, важные именно для искусства любить: преодоление в себе нарциссизма; объективность; разум, как способность судить объективно; скромность, как эмоциональная установка, стоящая за разумом; вера; мужество.
Можно было ещё много написать об этой книге, об идеях Фромма в области любви. Ведь каждая страница этого произведения есть не что иное, как кладезь идей, мыслей. На каждой странице встречаешься со многими интересными высказываниями и утверждениями. К тому же книга изобилует мнениями других авторов, их точкой зрения, что позволяет познакомиться не только с идеями Фромма, но также и выделить для себя интересных авторов, что бы потом познакомиться с их взглядами и произведениями.
Я считаю, что данная книга является очень актуальной для современных людей. Ведь эта книга связана с таким понятием как любовь, которая никогда не устаревает. Человек всегда стремится найти свою любовь, любить и быть любимым. Но в современном обществе под словом любовь понимается все что угодно, но только не сама сущность любви. И чтобы не запутаться в этом лабиринте псевдолюбви и притворничества я советую каждому прочитать данную книгу. Было бы неплохо, если эта книга стала настольной для девушек и юношей, обучающихся в старших классах. Ведь данное произведение дает не только характеристику сущности любви, но также помогает разобраться в сущности человеческого существования, и показывает современное состояние общества, как оно влияет на человека, кто на самом деле нынешний человек. Так же важна для подрастающего поколения описываемая в книге любовь родителей  к своему ребенку. Эти идеи помогут девушкам и юношам сформировать правильное отношение к ребенку, из-за чего уменьшится количество невротических личностей. Но наиболее важные уроки (для всех людей) можно вынести из главы посвященной практике любви. Здесь можно найти идеи, которые помогут сформировать  отношение к жизни, направить деятельность личности на путь плодотворного созидания, помогут добиться успехов в любом деле, начинании. Многие идеи данной книги могут показаться знакомыми, или осознаваться интуитивно. При этом прелесть данной книги заключается в том, что тебе не надо доходить до всех этих мыслей самому, то есть не придется пропускать через себя все моменты любви (что не всегда приятно). Это очень важно как раз таки для юного поколения, которое не познало еще горечь потерь и утрат, расставания и ссор, взлётов и падений.  Книга поможет им не разочароваться  в любви.
В заключении хочу отметить, что проблема любви остается всегда актуальной, её “рейтинг” ни когда не падает. Люди читают романы о любви, смотрят о ней фильмы и слушают про неё песни. И также будет и в будущем. Но подчас делая это все люди не знают истинную сущность любви. И теперь каждый должен решить для себя: стоит ли ему “вложиться” в себя? и прочитать эту книгу, или так же оставаться в неведении и смотреть на любовь поверхностно, сквозь пелену общественного мнения. Я уже решил…  



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...